УЗИ мошонки

06.09.2023

Регулярное прохождение скринингового УЗИ мошонки помогает выявить множество болезней, включая злокачественные опухоли, на начальных этапах, и добиться излечения в максимально короткие сроки, а также предупредить осложнения.

УЗИ органов мошонки является одним из наиболее информативных методов первичной диагностики. Ультразвуковое сканирование проводится с целью определения состояния органов, заключенных внутри мошонки.

УЗ-диагностика (УЗД) назначается практически всегда, если в ходе осмотра у врача возникли подозрения на патологию. По показаниям выполняется доплерография для оценки кровоснабжения – скорости и объема кровотока, движущегося по сосудам. Такое исследование обычно требуется пациентам с варикоцеле и эректильной дисфункцией.

Современная методика УЗИ основана на принципах эхолокации с компьютерной оцифровкой данных. Ультразвуковые колебания не вызывают побочных эффектов, боли и дискомфорта, что позволяет назначать сонографию даже лицам преклонного возраста и новорожденным.

УЗИ мошонки у мужчин часто становится единственным способом обследования, у которого нет альтернативы, что объясняется структурными и локационными особенностями органа. УЗД может назначаться в рамках комплексной диагностики совместно с лабораторными анализами. Однако во многих случаях именно результаты сонографии являются основными при постановке диагноза.

Ультрасонография используется для контроля проводимого лечения и оценки его эффективности, наблюдения за ходом хирургических процедур с минимальной инвазивностью: например, при проведении диагностической пункции у больных с гидроцеле.

Состояния, при которых рекомендуется сделать УЗИ мошонки:

• бесплодие;
  • наличие подозрительного уплотнения, которое определяется методом пальпации;
  • увеличенные лимфатические узлы в паховой области;
  • варикозное изменение вен семенного канатика;
  • импотенция;
  • наличие признаков воспаления – боли, отека, сглаженности складок и глянцевого блеска кожи, повышения локальной температуры в районе яичек;
  • боли в промежности, паху, внизу живота;
  • нестандартная локализация яичек;
  • гематомы и подкожные кровоизлияния, в т. ч. после травм тазовой области;
  • отклонение от нормы показателей спермограммы и других лабораторных анализов;
  • увеличение размеров одного или обоих яичек;
  • паховая грыжа с вовлечением мошонки;
  • эндокринные патологии;
  • плохой запах и кровь в сперме.

УЗИ мошонки ребенку делают при преждевременном или запоздалом половом созревании, крипторхизме, карликовости и гигантизме, недостаточной либо избыточной массе тела.

Подготовка

Специальной подготовки к исследованию не требуется. При большом количестве волос их рекомендуют сбрить, чтобы не мешали контакту датчика с кожей.

Если планируется дополнительное исследование с применением доплеровских режимов, нужно воздержаться от курения и приема вазодилататоров (по согласованию с врачом).

Маленьких детей стоит морально подготовить к процедуре, так как из-за страха возможно втягивание яичек в паховые каналы, что помешает визуализации.

Как делают УЗИ

Пациент лежит на спине, пенис фиксируется к животу для свободного доступа к мошонке. Врач обрабатывает кожу и наконечник датчика гелем, чтобы улучшить скольжение и убрать воздушные помехи. Гель не должен быть холодным, так как прикосновение холодного предмета вызовет втяжение яичек.

При болезненных ощущениях в случае воспаления исследуемых тканей (орхит, эпидидимит) делают местную анестезию.

Мошонку изучают с трех ракурсов:

• вдоль;
  • поперек;
  • по диагонали.

Доплеровское УЗИ проводят в положении стоя. Продолжительность процедуры составляет от 10 до 20 мин.

Результаты

У здоровых мужчин яички овальные, с однородной мелкозернистой структурой. Объемные образования отсутствуют. Средостение мошонки визуализируется как эхогенная полоса переменной ширины. Придатки не увеличены, не расширены.

• Диаметр вен в состоянии покоя – 0.3 см.
  • Величина яичек вариабельна и зависит от возраста, телосложения мужчины.
  • Объем свободной жидкости – 1–2 мл.

Расшифровка

У здорового яичка на поверхности визуализируется белковая оболочка в виде светлой полосы. Затемнение между оболочками свидетельствует о гидроцеле. При наличии жидкости в паховом канале, где проходит семенной канатик, диагностируют водянку яичек.

Очень частой находкой на УЗИ является сперматоцеле – кисты яичек, содержащие в патологической полости эякулят, слущенный эпителий или кальциевое молочко. Их обнаруживают у каждого третьего.

Эпидидимит характеризуется крупным размером яичка с расплывчатой и неравномерной структурой. При остром орхите структура половой железы становится ячеистой, а контуры – нечеткими. На УЗИ мужской мошонки специалисты могут определить не только заболевания, но и новообразования – как доброкачественные, так и злокачественные.

Противопоказания

Ограничений по проведению УЗ-диагностики нет. Это абсолютно безопасная медицинская процедура, которая подходит всем пациентам. Определенные сложности возможны в случае:

1. Острого воспаления при орхоэпидидимите, затрудняющего плотный контакт датчика с воспаленной кожей.
  2. Нарушения целостности кожи, ожогов, высыпаний, укусов насекомых и пр. в зоне интереса.

УЗИ мошонки: цена

Если врач рекомендовал вам пройти ультразвуковую диагностику, запишитесь на процедуру в нашу клинику. Вы можете сделать это на сайте, заполнив форму обратной связи, или позвонить по телефону. Цену исследования уточняйте при обращении.